Валентин Морозов - доктор исторических наук

В Долгопрудный семья Морозовых приехала в 1954 году. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Валентина, если бы он не стал заниматься в изостудии ДК «Вперед». Там преподавала замечательный художник и педагог Бронислава Львовна Гершойг. Она учила детей видеть, чувствовать и анализировать одновременно. Неудивительно, что Валентин Морозов, погруженный в атмосферу творчества в течение 10 лет, стал художником, участвовал во всесоюзных, республиканских и областных художественных выставках.

Но на каком-то этапе творчества он вдруг почувствовал острую необходимость в знаниях по истории России и поступил на вечернее отделение историко-архивного института, который успешно кончил в 1974 году. При написании диплома Валентин Викторович обратился к научным исследованиям Лицевого летописного свода - монументального памятника древнерусского книжного искусства, созданного в единственном экземпляре для царской библиотеки Ивана Грозного и повествующего о событиях мировой истории, начиная с сотворения мира и до 1567 года.

Начав со студенческой скамьи изучение этой летописи-загадки, Валентин Морозов до сих пор не может остановиться. По этой теме он написал около 200 научных статей, издал три книги, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, а впереди еще столько планов...

Уже к началу нового столетия Вален­тин Морозов стал восприниматься в научном мире, как авторитетнейший знаток Лицевого ле­тописного свода и многообразной ли­тературы, прямо или косвенно ему посвященной. Историографические на­блюдения он попытался обобщить в ста­тьях «Лицевой летописный свод XVI века - уроки историографии», напечатанных в книгах «Археографического ежегодни­ка» за 1999, 2000, 2001 годы.

Докторская диссертация Валенти­на Морозова (2006 г.) «Лицевой свод и русские летописи XVI века», в основу ко­торой положена книга «Лицевой свод в контексте отечественного летописания XVI века» (2005 г.) - итог неутомимых и целенаправленных исследований, про­водившихся в течение трех десятилетий. Новаторскими специалисты признают не только многие выводы и наблюде­ния автора, но и органические совмеще­ние приемов исследований и историка, и искусствоведа, и филолога, методики кодикологов и текстологов, подходов и источниковеда, и историографа.

Эрудиция Морозова в проблемати­ке, в той или иной мере относящейся к Лицевому своду, его страстная увле­ченность этой исследовательской тематикой побудили благотворителей культуры, у которых возникло желание осуществить мечту ученых - подготовить факсимильное издание этого уникально­го памятника русской и мировой культу­ры - обратиться прежде всего к нему.

И вот недавно был осуществлен этот уникальный по своим масштабам проект - выпущено полное факсимильное издание Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Легендарное книжное собрание, называемое «Царь-Книга», - не имеет аналогов в мировой культуре ни по широте охвата исторических событий, ни по богатству иллюстрированного материала.

Выдающийся памятник русской культуры, чудом переживший не одно русское смутное время, теперь обрел подлинное бессмертие.

Факсимильное издание Лицевого летописного свода  свода - это несколько десятков роскошных томов. Каждый том - произведение книжного искусства XXI века, хотя это всего лишь точное воспроизведение шедевра почти пятисотлетней давности.   Если все тома положить один на другой, общий «рост» издания чуть-чуть не дотянется до двух метров, весит же новая «библиотека Ивана Грозного» - четверть тонны. Общий тираж издания – всего 50 экземпляров. Цена комплекта из 19 книг факсимиле Лицевого летописного свода ХVI века и 11 сопроводительных томов – 7 млн. руб.

Работая над Лицевым летописным сводом, В. Морозов тщательно исследовал не только текст рукописи (включая приписки и пометы), но и ее миниатю­ры, и водяные знаки бумаги. Текстоло­гический анализ позволил определить, что в основе первого варианта истории царствования Ивана Грозного была ле­топись, условно названная Сводом 1560 г. Прослежено также соотношение Цар­ственной книги с Постниковским лето­писцем, Летописцем начала царства, Никоновском летописью и Степенной книгой. Все это сделало возможным ре­конструировать с достаточной убедительностью схему отечественного лето­писания середины XVI века и показать, как постепенно усиливались элементы тенденциозности в изложении событий времени правления Ивана IV. Расширены представления и о рабо­те художников Лицевого свода, о степе­ни их знакомства с текстом, о возможно­стях передачи в миниатюрах не только «реального», но и «идеального» (кон­цептуальных положений), предпринята удачная попытка выявить датирующую информацию миниатюр.

Научные работы Морозова суще­ственно расширяют наши представле­ния об истории русского летописания, общественно-политической мысли художественного творчества в середине XVIвека. Его книги, статьи и доклады вызывают серьезный интерес российских и ино­странных специалистов.

Внимание! Копирование информационного материала возможно только при наличии активной ссылки на источник — http://DolCity.ru/ Все тексты сайта охраняются законом — Об авторском праве от 09.07.1993 г. N 5351-1
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и других авторов сайта.

Александр Абрамов - миллиардер из МФТИ

По версии журнала Forbes-2012, выпускник Физтеха кандидат физико-математических наук Александр Абрамов…

Сергей Александрович Мартынов - автор «Энциклопедии Долгопрудного»

Житель Долгопрудного Сергей Александрович Мартынов «заболел» историей родного города в 1999 году, когда…

Эктов Василий

Василий Петрович Эктов - генеральный конструктор ракетной техники

Заместитель Генерального директора по науке ОАО «ДНПП» - Генеральный конструктор Василий Эктов родился…

Александр Фатеев - необычный умелец из Долгопрудного

У каждого свое хобби: кто-то коллекционирует марки, кто-то монеты, а житель Долгопрудного, владелец…

Комментарии

Еще нет

Если укажите адрес электронной почты, тогда при ответе на Ваш комментарий, на указанную почту придет уведомление.

+ добавить фотографии
Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Регистр значение не имеет.