Валентин Морозов - доктор исторических наук
В Долгопрудный семья Морозовых приехала в 1954 году. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Валентина, если бы он не стал заниматься в изостудии ДК «Вперед». Там преподавала замечательный художник и педагог Бронислава Львовна Гершойг. Она учила детей видеть, чувствовать и анализировать одновременно. Неудивительно, что Валентин Морозов, погруженный в атмосферу творчества в течение 10 лет, стал художником, участвовал во всесоюзных, республиканских и областных художественных выставках.
Но на каком-то этапе творчества он вдруг почувствовал острую необходимость в знаниях по истории России и поступил на вечернее отделение историко-архивного института, который успешно кончил в 1974 году. При написании диплома Валентин Викторович обратился к научным исследованиям Лицевого летописного свода - монументального памятника древнерусского книжного искусства, созданного в единственном экземпляре для царской библиотеки Ивана Грозного и повествующего о событиях мировой истории, начиная с сотворения мира и до 1567 года.
Начав со студенческой скамьи изучение этой летописи-загадки, Валентин Морозов до сих пор не может остановиться. По этой теме он написал около 200 научных статей, издал три книги, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, а впереди еще столько планов...
Уже к началу нового столетия Валентин Морозов стал восприниматься в научном мире, как авторитетнейший знаток Лицевого летописного свода и многообразной литературы, прямо или косвенно ему посвященной. Историографические наблюдения он попытался обобщить в статьях «Лицевой летописный свод XVI века - уроки историографии», напечатанных в книгах «Археографического ежегодника» за 1999, 2000, 2001 годы.
Докторская диссертация Валентина Морозова (2006 г.) «Лицевой свод и русские летописи XVI века», в основу которой положена книга «Лицевой свод в контексте отечественного летописания XVI века» (2005 г.) - итог неутомимых и целенаправленных исследований, проводившихся в течение трех десятилетий. Новаторскими специалисты признают не только многие выводы и наблюдения автора, но и органические совмещение приемов исследований и историка, и искусствоведа, и филолога, методики кодикологов и текстологов, подходов и источниковеда, и историографа.
Эрудиция Морозова в проблематике, в той или иной мере относящейся к Лицевому своду, его страстная увлеченность этой исследовательской тематикой побудили благотворителей культуры, у которых возникло желание осуществить мечту ученых - подготовить факсимильное издание этого уникального памятника русской и мировой культуры - обратиться прежде всего к нему.
И вот недавно был осуществлен этот уникальный по своим масштабам проект - выпущено полное факсимильное издание Лицевого летописного свода Ивана Грозного. Легендарное книжное собрание, называемое «Царь-Книга», - не имеет аналогов в мировой культуре ни по широте охвата исторических событий, ни по богатству иллюстрированного материала.
Выдающийся памятник русской культуры, чудом переживший не одно русское смутное время, теперь обрел подлинное бессмертие.
Факсимильное издание Лицевого летописного свода свода - это несколько десятков роскошных томов. Каждый том - произведение книжного искусства XXI века, хотя это всего лишь точное воспроизведение шедевра почти пятисотлетней давности. Если все тома положить один на другой, общий «рост» издания чуть-чуть не дотянется до двух метров, весит же новая «библиотека Ивана Грозного» - четверть тонны. Общий тираж издания – всего 50 экземпляров. Цена комплекта из 19 книг факсимиле Лицевого летописного свода ХVI века и 11 сопроводительных томов – 7 млн. руб.
Работая над Лицевым летописным сводом, В. Морозов тщательно исследовал не только текст рукописи (включая приписки и пометы), но и ее миниатюры, и водяные знаки бумаги. Текстологический анализ позволил определить, что в основе первого варианта истории царствования Ивана Грозного была летопись, условно названная Сводом 1560 г. Прослежено также соотношение Царственной книги с Постниковским летописцем, Летописцем начала царства, Никоновском летописью и Степенной книгой. Все это сделало возможным реконструировать с достаточной убедительностью схему отечественного летописания середины XVI века и показать, как постепенно усиливались элементы тенденциозности в изложении событий времени правления Ивана IV. Расширены представления и о работе художников Лицевого свода, о степени их знакомства с текстом, о возможностях передачи в миниатюрах не только «реального», но и «идеального» (концептуальных положений), предпринята удачная попытка выявить датирующую информацию миниатюр.
Научные работы Морозова существенно расширяют наши представления об истории русского летописания, общественно-политической мысли художественного творчества в середине XVIвека. Его книги, статьи и доклады вызывают серьезный интерес российских и иностранных специалистов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и других авторов сайта.
Александр Абрамов - миллиардер из МФТИ
По версии журнала Forbes-2012, выпускник Физтеха кандидат физико-математических наук Александр Абрамов…
Сергей Александрович Мартынов - автор «Энциклопедии Долгопрудного»
Житель Долгопрудного Сергей Александрович Мартынов «заболел» историей родного города в 1999 году, когда…
Василий Петрович Эктов - генеральный конструктор ракетной техники
Заместитель Генерального директора по науке ОАО «ДНПП» - Генеральный конструктор Василий Эктов родился…
Александр Фатеев - необычный умелец из Долгопрудного
У каждого свое хобби: кто-то коллекционирует марки, кто-то монеты, а житель Долгопрудного, владелец…
Еще нет