Город вырос из поселка, возникшего в 1931 г. у железнодорожной платформы Долгопрудная. Она была построена возле усадьбы совхоза «Долгие пруды», стоявшей у водоема, образованного притоком Клязьмы р. Мерянкой. На западном берегу этой речки до наших дней сохранился один из двух невысоких курганов XII в., свидетельствующих о давнем заселении этой местности.
Село Старбеево-Гнилуши
Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши. В письменных источниках оно значится под 1573 г. как Стербеево на р. Гнилуше (у пруда) с деревянной церковью. В 1667 году в Старбеево было 11 крестьянских и семь дворов деловых, бывших дворовых людей. Последние обслуживали не только двор вотчинника, но и его земельные угодья. Мужское население вотчины составляло 72 человека. Почти все крестьянские хозяйства отрабатывали барщину на полях хозяина.
В селе с 1573г. строили деревянные клетские храмы. Существующая деревянная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца построена в 1774 г. согласно прошению князя Долгорукова. Храм срублен топором без применения пилы и гвоздей. В 1961 году церковь была закрыта и разорена. В 1988 году здесь впервые в городе возобновились богослужения. В 1974 году старейший в городе храм взят под охрану государства как памятник деревянного зодчества.
Село Спасское- Котово
В 1617 г. впервые упоминается о местечке Котово на реке Клязьме. Тогда оно называлось Курлыково (по другим источникам Курылково или Курилково). В 1684 г. при князе И.Б. Репнине здесь построили кирпичную Спасскую церковь и деревня стала селом с двойным названием Спасское-Котово. В ней насчитывалось в то время 20 крестьянских дворов. В документе зафиксировано состояние их: четыре лучших, шесть средних и десять бобыльских, т. е. бедных.
Со второй половины XVIII века скромная усадебная церковь в селе Спасском - Котове постепенно превращается в родовую усыпальницу князей Юсуповых – богатых царских вельмож.
Во второй половине ХIХ века при селе Спас-Котове стала работать шерстопрядильная и сукноткацкая фабрика. Ее владельцем стал московский 2-й гильдии купец Карл Самойлович Мюле. На фабрике работало свыше 140 рабочих, большинство из которых были приезжими из Можайского, Рузского и Дмитровского уездов Московской губернии.
Хлебниково
Документальные упоминания о Хлебниково относятся к ХV веку, когда оно принадлежало Я.К. Козадавлю. В 1702 году Петром I велено было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Перед Октябрьской революцией в Хлебниково работала шерстопрядильная фабрика с 87 работниками, существовал напилочный завод А. Г. Прейса с 48 рабочими, имелись трехклассное земское училище и больница при кирпичном заводе Гаша.
В начале ХХ столетия была проложена Московско-Савеловская железная дорога и Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности – любимое место отдыха москвичей.
Поселок Шереметьевский
Земли, на которых в данный момент расположен микрорайон Шереметьевский города Долгопрудного, входили в состав имения и были охотничьими и лесными угодьями семьи Шереметевых.
Имение «Шереметьево» возникло на землях, приобретённых в середине XVIII в. графом П.Б. Шереметевым. В начале ХХ века здесь был открыт остановочный пункт Савёловской железной дороги. В середине 1930-х гг., при строительстве канала им. Москвы появился поселок Шереметьевский - осташковские, хлебниковские, котовские дома, попадавшие в зону затопления, разбирались и перевозились в просеки Шереметьевского леса.
В январе 1937 года началась электрификация поселка. Были построены изба-читальня с звуковой киноустановкой и библиотекой, амбулатория с родильным отделением на 12 коек, детская консультация, аптека, детские ясли.
За годы сталинских пятилеток Шереметьево выросло в рабочий поселок, насчитывающий 375 домов с 5500 жителями. Но официальный статус рабочего посёлка Шереметьевский получил лишь в 1973 г.В 2003 году поселок вошел в черту города Долгопрудный.
Главная гавань советских дирижаблей
В мае 1931 г. на участке земли западнее платформы Долгопрудная началось строительство первой в Советском Союзе опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий и сооружений для эксплуатации дирижаблей. В дальнейшем это строительство называлось научно - исследовательским комбинатом «Дирижаблестрой».
Специалистов в Дирижаблестрое вначале остро не хватало. Поэтому в январе 1932 года для оказания технической помощи в проектировании и эксплуатации дирижаблей в Советский Союз были приглашены итальянские дирижаблестроители во главе с Умберто Нобиле. Один из самых знаменитых летательных аппаратов, спроектированных Нобиле в Советском Союзе, стал самый большой 105-метровый дирижабль полужесткой конструкции «СССР-В6» «Осоавиахим» объёмом 18.500 м³. В 1937 году этот лучший (по тем временам) летательный аппарат установил мировой рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе без посадки 130 часов 27 минут! Прежнее достижение - 118 часов 40 минут - принадлежало «Цеппелину LZ-72», по объему превосходившему «Осоавиахим» более чем втрое.
Первым делом - самолеты
В 1936 г. постановлением СТО от 16.08.36 г. и приказом НКТП № 287 от 21.08.36 г. комбинат «Дирижаблестрой » был преобразован в завод № 207 и передан в авиационное управление для производства опытного самолета конструкции Боровикова, Федорова - истребителя И-207, а затем опытных самолетов Боровикова.
В 1939 г. завод переходит на выпуск ближнего бомбардировщика Су-2 конструктора П.О. Сухого. Су-2 был принят на вооружение ВВС страны и успешно участвовал в военных действиях в 1941-1942гг. В октябре 1941 г. завод был передислоцирован со всем оборудованием и заделом самолетов в город Молотов (Пермь), а на оставшейся промышленной площадке были организованы ремонтные мастерские для восстановления фронтовых истребителей и штурмовиков (ЛаГГ-1, Ла-5, МиГ-3, Як-3, Як-9, Ил-2 и других).
В 1943 году завод был возвращен в поселок Долгопрудный и постепенное восстановление производственных мощностей позволило заводу с номером 464 выпускать для фронта ночные ближние бомбардировщики По-2 и Як-6.
После окончания войны выпускались опытные и серийные самолеты Генерального конструктора А.С. Яковлева: Як-10, Як-12, Як-15УТ, Як-17 и большегрузный планер Як-14.
Еще мы делаем ракеты…
В 1951 г. завод 464 вступил в новый этап своего развития: освоение и производство первых зенитных управляемых ракет (ЗУР) Генерального конструктора С.А. Лавочкина «205» и «207» для системы С-25 противовоздушной обороны Москвы.
С 1957 г. завод переходит на производство более совершенной ЗУР В-750 Генерального конструктора П.Д. Грушина для системы С-75 ПВО страны. Параллельно с изготовлением этой ракеты в 1961 г. на заводе начинается освоение первых в стране опытных противоракет В-1000 Генерального конструктора П.Д. Грушина для экспериментальной системы борьбы с баллистическими ракетами. В дальнейшем эти работы привели к созданию вокруг Москвы кольца обороны против баллистических ракет. В 1967-1972 годах заводом выпускались экспериментальные противоракеты 5Я27 территориального назначения.
За успешное освоение производства ракетной техники 6 марта 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР завод № 464 награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Создание ОКБ
С целью разработки и внедрения в серийное производство ракет для борьбы с воздушными целями в 1958 г. было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Первой крупной работой ОКБ было проектирование и испытание серии экспериментальных ракет для осуществления научно-исследовательских работ по заказу министерства обороны и ведущих НИИ страны: ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ и др.
Были спроектированы и изготовлены партии экспериментальных ракет, с помощью которых была осуществлена паспортизация измерительных средств создаваемого противоракетного комплекса обороны Москвы. Проведены исследования тепловых головок самонаведения, испытания осколочной боевой части направленного действия при стрельбе по головным частям стратегических ракет, испытания плазменно-ионных двигателей, которые впоследствии нашли широкое применение для коррекции траекторий космических аппаратов.
Другим направлением стала разработка передвижных контрольно-испытательных станций для контроля функционирования ракет (КИПС). КИПСы 5К-45 были изготовлены на заводе № 464 и своевременно поставлены в войсковые части. Также ОКБ и заводом разработаны и серийно производятся системы стартовой автоматики и обмена информацией стартовых комплексов для обеспечения пусков сухопутных и морских ракет.
Фронт работы расширяется
С 1964 г. завод 464 (с 1966 г. Долгопрудненский машиностроительный завод - ДМЗ) параллельно ракетному производству освоил и организовал выпуск самолетов Ан-2М для нужд сельского хозяйства страны.
Кроме этого, для военно-воздушных сил страны заводом освоено серийное производство установок стрелково-пушечного вооружения ГП-9, СППУ-22, УПК-23 для самолетов Генеральных конструкторов Яковлева, Микояна, Сухого и автоматической пусковой установки АПУ-60-П для пуска ракет Р-60 класса «воздух-воздух» ближнего боя.
В 1967 г. завод переходит на производство ЗУР для сухопутных сил страны. Было организовано производство и поставка ракет ЗМ9 комплекса «Куб». В дальнейшем работы нашли развитие в создании зенитных ракетных комплексов средней дальности «Бук» для ПВО сухопутных войск и «Штиль» для установки на корабли ВМФ. ОКБ предприятия в качестве головного разработчика были спроектированы ракеты 9М38М1 и 9МЗ17, серийное производство которых и поставки для сухопутных войск и военно-морских сил страны было налажено на заводе.
В 1981 г. предприятием в кратчайшие сроки был организован серийный выпуск ракет Р-33 для вооружения перехватчика МИГ-31 авиационного комплекса ПВО страны «Заслон».
Химия-чудесница
В августе 1938 г. в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией «Дирижаблестроя» рабочий поселок Дирижаблестрой был переименован в пос. Долгопрудный. От Дирижаблестроя поселок получил в «наследство» созданный для обеспечения дирижаблей водородом и пущенный в эксплуатацию в сентябре 1937 г. газовый завод.
С 1947 года завод перешел на производство органических красителей для текстильной промышленности, затем был налажен выпуск лаков и пигментов. К 1953 году на заводе был освоен основной ассортимент реактивов для получения цветных кино-фотопленок. В конце 60-х годов благодаря ДХЗ ТОС шариковые ручки в нашей стране стали заполняться отечественной чернильной пастой.
К 1977 году завод выпускал свыше 80 наименований продукции, которую использовали 600 предприятий текстильной, полиграфической, горнорудной, медицинской, металлургической и других отраслей промышленности.
Добрый след созидания
На треугольном мысу между руслом канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы) и Клязьмой 17 апреля 1937 г. вступил в строй гранитный завод. Он должен был изготовлять облицовочный материал из гранита, мрамора и известняка для набережных, шлюзов и других сооружений канала (ныне это Московский камнеобрабатывающий комбинат).
В годы советской власти комбинат выполнял многочисленные заказы Госплана. Благодаря им Москва приобрела узнаваемые и самобытные черты. Продукция комбината была использована при строительстве Московского метрополитена, Московского государственного университета, Третьяковской галереи, Могилы Неизвестного солдата, Кремлевского дворца съездов, объектов Олимпиады-1980 и многих других объектов. Комбинат выпустил немало прикладных и художественных изделий, украшающих не только Москву, но и многие города России и мира.
Курс на успех
Появление в 1937 году Хлебниковских судоремонтных мастерских (ныне Московский яхтенный порт) на берегу Клязьминского водохранилища было остро необходимо.
Завершалось строительство канала Москва - Волга, в связи с этим зарождался новый речной флот. Суда нуждались в ремонте, постоянной профилактике. Для них требовались новые механизмы на смену изношенным. Кроме того, после завершения навигации суда должны были где-то зимовать. Для всех этих целей и были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские.
Уже осенью 1937 года в затон мастерских прибыли первые его обитатели - пассажирские суда «Советская республика», «И. Сталин», «К. Ворошилов», «Н.В. Гоголь» и другие. Всего на ремонт в первый год работы мастерских были поставлены 18 судов Московского пароходства.
В 1954 году мастерские получили статус завода. Из старых цехов-бараков в новые корпуса переехали механический и деревообрабатывающий цеха. Открылся экспериментальный цех по изготовлению топливной аппаратуры для судов.
В 60-х годах завод продолжал динамично развиваться. Если в 1937 году на ремонт были поставлены 18 судов, то к 1962 году на балансе предприятия находилось уже около 60 судов.
В черте прифронтовой
С началом Великой Отечественной войны все предприятия Долгопрудного стали работать на оборону.
Во время войны на оставшемся после эвакуации в Молотов (ныне Пермь) оборудовании завода № 207 (ныне ДНПП) ремонтировали поврежденные в боях самолеты и изготавливали противотанковые мины. Камнеобрабатывающий комбинат, на котором женщины заменили ушедших на фронт мужчин, поставлял гранитные плиты для сооружения в Подмосковье дотов. Судоремонтные мастерские осенью 1941 г. были эвакуированы в Пермь, где на судоремонтном заводе выполняли заказы фронта. В 1943 г. мастерские возвратились в Подмосковье и продолжали работать для фронта. В рекордно короткий срок здесь построили на базе старого корпуса судно «Московский комсомолец», оно участвовало в боях в составе Волжской военной флотилии под Сталинградом и в боях под Ленинградом в составе Ладожской военной флотилии.
В первые дни войны из добровольцев Долгопрудного и всего Краснополянского района (в который входил тогда поселок) был создан истребительный батальон (712 человек) в составе 4-й Московской стрелковой дивизии, принявшей боевое крещение на рубежах обороны Москвы.
Послевоенные годы
В 1953 г. Долгопрудный стал районным центром Краснополянского района, а в 1957 г. получил статус города районного подчинения в составе Мытищинского района. В 1959 г. в городе проживало свыше 25 тыс. жителей. Жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство Долгопрудного развернулось с большим размахом. В 1960 г. началась газификация города. В 1963 г. Долгопрудный был отнесен к категории городов областного подчинения.
В развитии нашего города трудно переоценить роль Долгопрудненского научно-производственного предприятия. Только за 10 лет (с 1957 по 1967 годы) руками заводских строителей были построены и введены в эксплуатацию 38452 кв. м жилой площади, учебный комбинат, больница, поликлиника, клуб в пионерском лагере, детский сад, ясли и другие объекты. В 1979 г. число жителей города достигло 64,6 тыс. человек. ДКБА
В 1956 году на территории бывшего «Дирижаблестроя» в городе Долгопрудный было создано ОКБ-424 для разработки темы дирижаблестроения. В том же году оно получило новое название — Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА) и, просуществовав весь советский период, дожило до наших дней. Теперь это федеральное государственное унитарное предприятие.
ФГУП «ДКБА» разработало и изготовило целую серию свободных автоматических и пилотируемых аэростатов объемом от 4 куб м до 3 000 000 куб м, грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т, высотой полета от 1,5 до 45 км и продолжительностью полета до 20 суток.
По настоящее время ФГУП «ДКБА» является единственным головным государственным предприятием по воздухоплавательной технике и поставляет для государственных нужд системы, базирующиеся на свободных и привязанных аэростатах, а также создает дирижабли систем наземного обслуживания, систем передачи электроэнергии на борт аэростатной техники для решения широкого круга задач гражданского и оборонного назначения.
Внимание! Копирование информационного материала возможно только при наличии активной ссылки на источник — http://DolCity.ru/ Все тексты сайта охраняются законом — Об авторском праве от 09.07.1993 г. N 5351-1
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и других авторов сайта.